История Формулы 1 или как всё начиналось
Наш любимый вид спорта выглядел раньше немного иначе, чем мы привыкли с вами наблюдать в наши дни. Формула 1 сегодня и несколько десятилетий назад — разные вещи. В чём может выражаться разница? Во многом! Ну, например, в таких прописных истинах, как, допустим, атрибутика Формулы 1 и автомобили Формулы 1: их технические характеристики за всю историю гонок менялись неоднократно, постоянно совершенствуясь. Те скорости, что пару десятилетий назад казались просто умопомрачительными, сегодня Формула 1 преодолевает со снисходительной улыбкой. Но, пожалуй, хватит глаголить о прописных истинах, которые в крови у каждого фаната Формулы 1. Давайте лучше займёмся вплотную знакомством с историей Формулы 1.
Пожалуй, официально история Формулы 1 берёт начало в 1950 году, когда состоялся первый чемпионат мира F1. Победителем стал итальянец Джузеппе Фарина, который лишь ненамного опередил своего партнёра по команде аргентинца Хуана-Мануэля Фанхио. Последний, кстати, на протяжении следующих 7 лет целых 5 раз становился чемпионом мира. Фанхио вошёл в историю гонок, как один из величайших пилотов Формулы-1 и долгое время был рекордсменом по числу чемпионских титулов. Сегодня Формула 1 тоже может похвастать талантливыми пилотами, не так ли? Многолетняя история Формулы 1 только лишний раз подтверждает сказанное!
Начиная с 1958 года в Ф1 началась эпоха англоговорящих гонщиков: вплоть до 1969 года чемпионами становились пилоты Формулы 1: британцы Майк Хоторн, Грэм Хилл, Джимми Кларк, Джон Сертис и Джеки Стюарт, австралиец Джек Брэбэм, новозеландец Дэнни Хьюм и американец Фил Хилл.
Но согласитесь, автогонки — это не только пилоты и команды, автогонки — это ещё и машины. Автомобили Формулы 1 тоже имеют свою историю: характеристики болидов, атрибутика, внешний вид и многое другое неоднократно менялось на протяжении десятилетий. Например, первым технологическим новшеством в Формуле-1 стали заднемоторные болиды компании Купер. До этого в гонках Гран При 1934—1939 команда Auto Union уже использовала заднемоторные болиды конструкции Фердинанда Порше, но эти болиды отличались очень сложным поведением на трассе, в то время как Купер T43/T51 славились очень хорошей управляемостью, но слабым мотором. Джек Брэбэм (команда «Купер»), выиграл чемпионские титулы 1959 и 1960 годов, а в 1961 году уже все участники чемпионата перешли на заднемоторную конструкцию автомобилей.
В 1962 году команда Лотус (одна из ведущих команд Формулы-1 в 60-е и 70-е годы) впервые использовала в конструкции автомобилей монокок, позаимствовав такую конструкцию из авиационной промышленности. Это, разумеется, не могло не войти в историю команд Формулы 1. В 1968 году Лотус выступила с ещё одной инновацией, раскрасив свои болиды наклейками компании Империал Тобакко. Эта атрибутика Формулы 1 стала точкой отсчёта спонсорства в автогонках. С ростом скоростей увеличивалось значение прижимной силы, это заставляло команды экспериментировать в конструкции антикрыльев и других аэродинамических элементов.
В конце 1970-х годов Лотус впервые применила граунд-эффект (англ. ground effect), который сильно увеличивал прижимную силу за счёт разреженного воздуха под днищем болида. Это позволяло пилотам проходить повороты намного быстрее. Вскоре все команды перешли на его использование. В 1983 году граунд-эффект был запрещён FIA ввиду борьбы с ростом скоростей.
Статья предоставлена сайтом Новости Формулы 1