Как написать музыку, не зная нот? Часть 1
Давно замечено — почти любую свою мечту можно осуществить при помощи персонального компьютера. Нужно лишь знать, чего ты конкретно хочешь и, исходя из этого, искать подходящую программу. Если раньше пределом мечтаний было использовать ЭВМ только как печатную машинку и калькулятор, то сейчас возможности электронной техники практически безграничны. Сейчас компьютеры используют как для создания, так и для просмотра фотографий, фильмов и музыки. Для этих целей существует множество программ, одну из которых мы сейчас и рассмотрим.
Программа TS-WIDI Pro является бесплатной и предназначена для тех, кто увлекается созданием музыки. В частности, созданием музыки в формате миди. Найти эту программу можно на сайте audioto. com/rus. Работали над ней программисты Алексей Егоров и Степан Андреенко. Все точные данные взяты из справки к программе.
Программа после инсталляции занимает очень мало места — около 1. 7 Мб. Требования к ней позволяют использовать второй пентиум, для нормальной работы нужно 5 Мб свободного места на диске, но рекомендуют около 100. Короче говоря, её потянет любой современный компьютер.
Чем же хороша эта программа? Тем, что с её помощью можно создавать музыкальные композиции, не имея ни специального образования, ни представления о нотах. Музыкальный слух, конечно, необходим. Но, думаю, что человек, не имеющий музыкального слуха, не имеет и тяги к подобному виду творчества. Программа русифицирована и это облегчает работу. Её пользовательский интерфейс очень удобен для пользователей, все значки ассоциативно понятны, не нужно ломать голову над выбором, куда же нажимать.
Работа программы заключается в распознавании музыки и записи её в нотах, в формате миди-файла. Можно также сохранять записанные с микрофона звуки в формате wav, но для этого есть более удобные редакторы звука. Например, Adobe Audition, которую можно использовать как для записи звука, так и для работы над ним. При этом она поддерживает не один формат и вдобавок ко всем заслугам она — неплохой аудио-конвертер.
Начинаем работать с программой. Для начала поработаем с готовыми музыкальными файлами. Возьмём какую-нибудь композицию с несложной аранжировкой. Чем больше нагромождения звуков в композиции, тем тяжелей будет программе распознавать ноты. Лучше всего подходит классика — Бетховен, например. Это говорит о том, что классика неоспоримо «the very best».
Итак, открываем программу, жмём на иконку «открыть аудио-файл» и в стандартной папке «образцы музыки» выбираем 9 симфонию Бетховена. И тут вдруг мы сталкиваемся с небольшой трудностью: формат аудио windows media программой не поддерживается. Тогда, используя Adobe Audition, конвертируем нужный файл в формат mp3 и открываем композицию. Она разворачивается в виде графического изображения, как в любой аудио-программе. Прослушиваем музыкальное произведение и с помощью левой кнопки мышки выделяем понравившийся нам кусок. Затем на открывшемся окне композиции жмём на иконку с изображением нот и получаем файл в миди-формате.
Прослушав его, понимаем, что стоит покопаться в настройках программы. Потому что-то, что мы услышали, совсем не похоже на оригинал. Удаляем миди-файл и смотрим настройки. Параметры распознавания заключают в себе много функций. Не имея музыкального образования, тональность и размер нот трогать пока не станем, но сразу увидим большой выбор инструментов. По умолчанию всегда стоит № 1 — акустический рояль. Ищем другие, пробуем различные варианты и подбираем звук, наиболее подходящий для нашего слуха и на наш вкус. В моей программе их 127, но в более современной версии может быть больше.
Звучание подобрали, исходный mp3-файл можно удалять, он нам уже не нужен (хотя есть возможность синхронно прослушать оба файла и выявить ошибки программы). А вот с нотами у нас небольшая нестыковка. Музыку мы слышим, и она нам явно понравилась, но откуда-то выскакивают лишние ноты, вызывающие диссонанс. Или некоторых нот не хватает, что гармонии тоже не добавит. Избавиться от этой нестыковочки несложно.
На окошке созданного нами миди-файла жмём иконку с нарисованной ноткой, и открывается окно нотного редактора. Он устроен по принципу «piano Roll»: это графическое изображение нотного стана, где горизонтальная ось представляет собой время, а вертикальная соответствует тональности разной высоты. Включаем «проиграть», слушаем и наблюдаем за бегущей красной чёрточкой. Лишние ноты найти довольно просто. Чаще всего это ноты высокой тональности или низкой, они выбиваются из ровного строя композиции. (Нет надобности говорить, что низкие ноты вылавливать лучше в наушниках). Остаётся лишь заметить расположение ноты и удалить её, выделив её левой кнопкой мыши и нажав «delete» на клавиатуре.
Есть вариант попроще — давим на иконку с изображением ножниц (это режим стирания) и удаляем ненужные ноты простым нажатием левой кнопки мыши. Для того чтобы добиться желаемого результата, прослушивать приходится не один раз (бывает и так, что композиция, которую хочется подправить, до чёртиков надоедает). Чтобы вернуться в режим редактирования (добавления нот), нажимаем соседнюю с ножницами кнопку, похожую на курсор, и добавляем ноты так же, как и стирали.
Добавлять ноты сложнее, чем удалять. Для этого нужно точно знать, какой звук мы хотим добавить, и иметь хотя бы отдалённое понятие о гармонии, приходится долго экспериментировать. Если нота поставлена неверно, то есть она создаёт диссонанс, то лучше её сразу удалить, чтобы потом снова не выискивать как блоху. Здесь также можно обойтись без музыкального образования, но слух просто необходим, воображение тоже приветствуется. Ноты вставляются тем же нажатием левой кнопки мыши.
Стараемся избегать самых высоких нот, они, как правило, не вписываются в композицию. Расположение их на нотном стане довольно логично — высокие тона сверху, низкие снизу, ошибиться невозможно. Кроме того, что мы можем удалять и добавлять ноты, есть возможность сдвигать их во времени, менять длительность, склеивать ошибочно разделённые программой ноты — и всё это одной левой кнопкой мыши!
Нам теперь знакомы основные принципы работы в программе TS-WIDI Pro. О том, как подкрасить нашу композицию и сделать её полифонической, мы поговорим в следующий раз.