День народного единства. Что означает этот праздник?
Помню свои школьные годы, короткие осенние каникулы, первый мокрый снег и праздничные демонстрации 7 ноября. Демонстрации с обязательными воздушными шарами, леденцами-петушками, горячими булочками и вкусным томатным мороженым за десять копеек.
Теперь этого праздника нет, но 4 ноября Россия празднует День народного единства. Праздник, не только пришедший на смену нежелательным «красным дням календаря» советской эпохи, которые сегодня у многих вызывают негативные эмоции, но и несущий абсолютно другой смысл.
«День согласия и примирения» отменили, посчитав, что нельзя считать днем согласия день, когда общество разделилось на части, истребляющие друг друга. Но взамен была найдена альтернатива — «День народного единства». Сохранился выходной для людей, но изменился смысл праздника.
Хотя новый праздник еще не стал народным и не каждый россиянин может правильно обозначить его название, но сила привычки — великое дело, и раздражение, связанное с переносом даты, постепенно сходит на нет. Негативное отношение сохраняется в большей степени среди пожилых людей, сохранивших верность коммунистическим традициям.
День Казанской иконы Божией Матери, в далеком 1649 году объявленный государственным праздником, сегодня, а точнее с 2005 года, отмечается как «День народного единства». Сон разума.
Когда-то этот праздник отмечался церковными службами. Крестный ход возглавлял сам царь, участвовали духовенство, высшие государственные чины и весь народ. Вот оно, настоящее единство. А сейчас мало кто знает, что когда-то существовал такой православный праздник.
Так что же еще произошло в этот день много лет назад? Какие события предшествовали этому дню и какое значение он имел для России?
4 ноября 1612 года народное ополчение под предводительством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от поляков. Это редкий пример в русской истории, когда судьбу страны решил сам народ, без участия власти. Люди шли воевать не за царя — его не было, а за землю.
Тогда объединились все сословия, все национальности, положив конец так называемому «Смутному времени», начавшемуся в 1598 году после смерти царя Федора Ивановича, на котором закончилась династия Рюриковичей, и длившемуся более 10 лет, в течении которых народ находился в состоянии гражданской войны. «Самозванцы цари», народные бунты, раздробленность людей, противостояние православной и католической церкви, упадок культуры, голод… Люди были расколоты на враждующие лагеря.
Позже, из-за революции 1917 года, традиция отмечать освобождение Москвы от польского гарнизона прервалась, хотя оно сыграло немалую роль в становлении российского государства. Правда, к тому времени поляки уже поняли, что установить контроль над Русью не удастся, а в самой Польше в это время начались внутренние раздоры.
Так или иначе, это праздник народа, победившего внутреннюю разобщенность и сплотившегося перед лицом опасности. Это, по сути, не новый праздник, а возвращение к старым традициям. Но мы еще только начинаем привыкать к нему, и хочется, чтобы он действительно стал символом единения нации. Нации, сумевшей побороть не столько внешних, сколько внутренних врагов, готовых за личные блага продать народ иноземцам.
Этот праздник только тогда сможет обрести реальный смысл, когда люди поймут, что нельзя позволять никому делить общество и стравливать по партийным, политическим и прочим критериям. Когда осознают, что есть идеалы гораздо выше. И осознают свою ответственность за их сохранение. Личную ответственность: если не я, то кто? Вот тогда и станет возможным народное единство — настоящее.