Обида: что о ней говорится в народных пословицах и поговорках?
В словаре Даля обида трактуется как «всякая неправда, тому, кто должен переносить ее; все, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняет боль, убыток или поношение», а также насмешка, дурной отзыв о ком-то; лишение кого-то достояния, имущества, барышей и проч".
Ушаков дает два объяснения: во-первых, как «несправедливо причиненное огорчение, оскорбление», во-вторых, как убыток. Большой юридический словарь напоминает, что по «Русской Правде» это преступление. Этимологический словарь русского языка М. Фасмера определяет, что слово «обидеть» произошло из обвидеть, где предлог «об» означает «вокруг, огибая, минуя».
Ко всему этому разнообразию энциклопедия «Кругосвет» добавляет, что «обида — это жалость к себе, соединенная с претензией к другому. Обида возникает в том случае, когда другой человек оказал мне недостаточное внимание (не справился о здоровье), уважение (пренебрег моим мнением или просто выразил низкую оценку моих достоинств — например, талантов), доверие (не рассказал мне чего-то важного, не поручил трудного дела, не поверил моему обещанию и т. п. ) — недостаточное по сравнению с некоторым „должным“ уровнем (внимания, уважения и т. д. ), т. е. центральной здесь является идея недостатка внимания».
Народная мудрость выделяет несколько аспектов проявления обиды. Самые распространенные — «в тесноте — не в обиде» (либо «в тесноте люди живут, а в обиде погибают) и «не в обиду будет сказано», смысл которых вполне очевиден. А что еще? Попробуем вспомнить вместе. Горечь обиды
О мучительности этого чувства в народе говорят: «всякому своя обида горька» (тогда как «чужая обида не горька»); «не высказанная обида тяжелее на душу ложится»; «обидеть-то каждый может, а пожалеть-то некому»; «обиженная слеза не капнет на землю, а все на человеческую голову».
И «человека словом убить можно» — тоже можем отнести сюда же. При этом отмечается, что ощутить боль и проявить сочувствие может только человек, имеющий собственный опыт подобных переживаний: «кто в обиде не бывал, тот ее и не знавал (или: не видал)»; «тот шутит над рубцами, кто никогда не чувствовал ран». Совестливость и ответственность за обиду
Эта тема отражена, прежде всего, в высказываниях «обиженного обижать — двойной грех»; «обидеть-то легко, да душе-то каково?», «лучше в обиде быть, нежели в обидчиках»; «бедного обижать — себе добра не желать (или: гибели искать)»; «не обидь малого, не попомнит старый»; «себя обидь, а людей не обижай». А больше всего мне нравится примечательное и гуманное: «люблю того, кто не обидит никого».
Кроме того, многократно подчеркивается наказуемость обидчика: — на обидчика бог и добрые люди; — Бог судит виноватого, кто обидит бородатого; — обидящим Бог судия (или: обидчика Бог судит); — суди Бог того, кто обидит кого; — кто кого обидит, того Бог ненавидит; — Бог видит, кто кого обидит. Безнравственность обидчика
Об этом народ высказывается афористически точно, попадая, что называется, не в бровь, а в глаз: «кто кого обидит, тот того и ненавидит»; «кто завидлив, тот и обидлив». Наконец, «одному милость, а всем обида». Стойкость сопротивления обиде
Примечательно, что крылатые фразы наших предков предостерегают против излишней обидчивости: «за шутку не сердись, а в обиду не давайся»; «на обиженных воду возят»; «с обидчивым соседом тяжело водиться». Признается право на защиту от нанесенной обиды: «обиженная овца тоже противится».
Хотя, с другой стороны, заповедуется: «всяк обидимый прощай обидящему». Среди рекомендаций, даваемых пословицами и поговорками, содержится и призыв сохранять присутствие духа: «На сердце обида, а на лице улыбка». Тем не менее, беззащитность жертвы тоже отмечается: «обидчикова воля сильнее».
* * * Итак, совершив прогулку по кладези народной мудрости, можно с уверенностью сказать: обида и обидчивость — совершенно разные вещи. Из этого следует, что для успешного общения необходимо взаимное уважение и самоуважение людей. И тогда заживем дружно, как мечтал мультяшный кот Леопольд…