Как Петр I стал последним российским царем и первым императором?

Петр Алексеевич Романов уже в детстве в течение нескольких дней дважды становился царем. В первый раз его возвели на престол 27 апреля (7 мая) 1682 года после смерти царя Фёдора Алексеевича. При этом формально был обойден старший брат Петра, Иван, которого посчитали неспособным к управлению государством из-за слабого здоровья. Вместе с малолетним царем к власти пришли сторонники клана Нарышкиных, что разу же вызвало активное противодействие со стороны поддерживаемого царевной Софьей и её фаворитом Василием Голицыным клана Милославских.

Уже через две недели начался спровоцированный Милославскими стрелецкий бунт, приведший к физическому устранению многих Нарышкиных и их сторонников. В результате Иван был провозглашен первым царём, а Пётр, как младший по возрасту, вторым. 25 июня патриарх Иоаким венчал на царство сразу двух царей. Но в реальности вся власть оказалась у царевны Софьи, официально принявшей на себя управление страной по причине малолетства царственных братьев.

В течение семи лет Софья безраздельно властвовала в стране. В июле 1689 года произошел первый публичный конфликт правительницы с младшим братом, когда Петр попытался не допустить сестру к участию в крестном ходе в процессии с мужчинами, заявив, что её место среди женщин. Тогда ему не удалось настоять на своем, но он явно продемонстрировал, что готов взять всю власть в свои руки.

Софья добровольно уступать власть не собиралась, но заговор с целью физического устранения Петра провалился. В ночь с 7 на 8 августа 1689 года молодой царь успел бежать из Преображенского в Троице-Сергиев монастырь, куда прибыли «потешные» полки с пушками. На несколько недель в стране воцарилось формальное двоевластие. Петр был законным царем, и его поддержало значительное количество высших чинов государства и подавляющее большинство армии, что, в конечном счете, и решило исход дела в его пользу. Вскоре сторонники Софьи были взяты под стражу, а сама она оказалась в Новодевичьем монастыре под строгим надзором.

Царь Иван в борьбе за власть участия не принимал. Существовавшее положение, когда он царствовал, но не властвовал, его вполне устраивало. Петр, всегда относившийся к брату с большим вниманием, не оспаривал его первенства, но готов был взять на себя основные государственные заботы. Как только победа склонилась на его сторону, Петр отправил из Троице-Сергиева монастыря брату, как первому лицу в государстве, письмо: «А теперь, государь братец, настоит время нашим обоим особам Богом врученное нам царствие править самим, понеже пришли есми в меру возраста своего, а третьему зазорному лицу, сестре нашей, с нашими двумя мужескими особами в титлах и в расправе дел быти не изволяем; на то б и твоя, государя моего брата, воля склонилася, потому что учала она в дела вступать и в титла писаться собою без нашего изволения; к тому же еще и царским венцом, для конечной нашей обиды, хотела венчаться. Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте, тому зазорному лицу государством владеть мимо нас! Тебе же, государю брату, объявляю и прошу: позволь, государь, мне отеческим своим изволением, для лучшие пользы нашей и для народного успокоения, не обсылаясь к тебе, государю, учинить по приказам правдивых судей, а неприличных переменить, чтоб тем государство наше успокоить и обрадовать вскоре. А как, государь братец, случимся вместе, и тогда поставим все на мере; а я тебя, государя брата, яко отца, почитать готов».

С этого времени Петр, формально оставаясь вторым лицом в государстве, правил практически самостоятельно, получив на это одобрение брата. В январе 1696 года царь Иван скончался, и вся полнота власти окончательно перешла к Петру I. Молодому царю предстояло решить множество сложнейших задач, чтобы не просто возвеличить Россию, но и вывести её в число крупнейших европейских держав.

Петра I буквально поднял страну на дыбы, расширил и укрепил её границы, создал регулярную армию и флот, провел всеобъемлющую реформу государственного управления, воспитал и обучил новую государственную элиту, которую позднее по праву назовут «птенцами гнезда Петрова», выиграл тяжелейшую Северную войну, длившуюся более 20 лет. По сути, стараниями Петра I Россия к 20-м годам XVIII века превратилась в мощную империю, хотя официально продолжала называться царством.

Титул императора Петр I принял в 1721 году. Если верить историческим источникам, произошло это не по его инициативе. Подписание 30 августа 1721 года Ништадтского мирного договора завершило Северную войну со Швецией. В стране наконец-то наступил долгожданный мир. Петр радовался этому как ребенок, по привычке подняв на дыбы весь Петербург и заставив его радоваться вместе с собой. Началась череда празднеств, были прощены многие преступники, с должников сняли недоимки, накопившиеся с начала войны, щедро раздавались награды.

В разгар всеобщего веселья Сенат логично решил, что следовало бы и царя как-то наградить. Решение приняли быстро и единогласно — поднести монарху титул «Императора, Отца Отечества и Великого». Святейший Синод, как и следовало ожидать, решение сенаторов поддержал. Просить Петра принять титул Сенат отправился в полном составе. Монарх ответил согласием.

Подготовку к важному событию провели за пару дней. 22 октября 1721 года после окончания службы в Троицком соборе, на котором присутствовала царская семья и высший свет столицы, канцлер граф Головкин обратился к монарху с речью. Отметив роль Петра I в победе над шведами, граф от имени всех подданных просил царя «титул Отца Отечества, Петра Великого, Императора Всероссийского принять». После этих слов все присутствующие трижды прокричали «виват», затем по всей столице зазвонили колокола церквей, раздались залпы пушек и ружейные салюты построенных перед собором полков.

Петр ответил коротким словом: «Зело желаю, чтоб наш народ прямо узнал, что Господь прошедшею войною и заключением мира нам сделал. Надлежит Бога всей крепостью благодарить; однако, надеясь на мир, не ослабевать в воинском деле, дабы с нами не так сталось, как с монархией греческой. Надлежит трудиться о пользе и прибытке общем, который нам Бог кладет перед очами как внутрь, так и во вне, отчего облегчен будет народ». В заключение церемонии митрополит Рязанский Стефан провел благодарственный молебен.

Из собора все отправились в Сенат, где были накрыты столы на тысячу человек. Торжественный прием и танцы продолжались до трех часов ночи, прервавшись на время праздничного фейерверка, прославлявшего аллегорическими символами победу в Северной войне. Вскоре были отштампованы две медали в честь Ништадтского мира, одна с латинским текстом, другая с русским. Петр на них уже титуловался императором. Вот какая надпись была выбита на одной стороне медали с русским текстом: «В. И. Б. Щ. Государю Петру I, именем и делами предивными, Великому Российскому Императору и Отцу, по двадесятилетних триумфах Север умирившему, сия из злата домашняго медаль усерднейше приносится».

Короноваться императором Петр I не стал, посчитав, что в этом уже нет необходимости, так как в его руках и так находилась неограниченная власть, в которой никто не сомневался. Зато через три года он торжественно короновал свою супругу императрицей, причем корону возложил на неё сам. Этим Петр хотел поднять статус и жены, и дочерей, рожденных ею до брака, через которых хотел породниться с европейскими монархами.

Европа отнеслась к императорскому титулу Петра I настороженно. Сразу же его признали Голландия и Пруссия, через два года Швеция. Для признания остальными крупными европейскими странами потребовалось более 20 лет. В 1742 году это сделали Австрия и Англия, в 1745 — Испания и Франция. По традиции, долго «упиралась» Польша, признавшая российского монарха императором, точнее, императрицей, так как в это время страной правила Екатерина II, только в 1764 году.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: